Каша из топора: татарстанский рецепт
16 августа 2005 года
Как действовал солдатик? Правильно! Своим обаянием и красноречием вошел в доверие к старушке и попросил котелок. Потом немного соли, потом крупы, потом маслица... Каша получилась - объедение.
ТАИФ тоже никогда не скупится на обещания. И ему тоже часто удается убедить оппонентов в серьезности своих намерений. Как, например, при строительстве Нижнекамского НПЗ.
В 1997 году Татарстан принял решение построить в Нижнекамске нефтеперерабатывающий завод (ННПЗ). Было создано ОАО с уставным капиталом 10 миллионов рублей. 63% акций досталось Татнефти, 25 - Нижнекамскнефтехиму, 7,5% - ТАИФу. 18 июля кабмин принял постановление № 657 "О создании АО "Нижнекамский нефтеперерабатывающий завод", которым поручил Татнефти на период строительства завода обеспечить поставку на Нижнекамскнефтехим шести миллионов тонн нефти ежегодно. Но не напрямую. Пятый пункт правительственного постановления конкретизировал, что нефть необходимо поставлять ТАИФу, а уж он сам как-нибудь разберется-рассчитается с нефтехимиками. Ну а чтобы ТАИФу было легче разбираться, тем же постановлением КМ РТ обязал Нижнекамскнефтехим передать ТАИФу установку ЭЛОУ-АВТ. В аренду.
Через год объем нефти, поставляемой ТАИФу, опять же постановлением кабмина был увеличен до 7 миллионов тонн в год. Правда, тогда же, в 1998-м, срок аренды ЭЛОУ-АВТ был ограничен пятью годами. Надо сказать, что ЭЛОУ-АВТ только называется установкой. На самом деле это настоящий завод по первичной переработке нефти и превращению черного золота в прямогонный бензин. Те миллионы и миллионы тонн нефти, поставляемые Татнефтью, после переработки на ЭЛОУ-АВТ поступали на Нижнекамскнефтехим уже для дальнейшей, более углубленной переработки. И остается только гадать, зачем понадобилось еще одно звено в виде ТАИФа в этой производственной цепочке.
Старушка из сказки тоже могла сама себе сварить кашу, но развесила уши, поверила солдатику. А как Татарстан мог не поверить ТАИФу? В октябре 99-го аналитики компании подготовили документ, в котором расписали радужные перспективы. Так, мол, и так, ТАИФ уже договорился с зарубежным акционером, что доля государства в уставном капитале этой компании с 51% будет увеличена до 86,3%. А это, дескать, значит, что, перерабатывая семь миллионов тонн нефти и реализуя продукцию переработки, компания обеспечит государству ежегодный доход в 18 млрд. 423 млн. 569 тыс. рублей. Из них налоги в бюджет и внебюджетные фонды РТ составят около 7 млрд. рублей, налоги в бюджет РФ - около 3 млрд. рублей, а чистая прибыль республики в виде дивидендов от владения 86,3% акций ТАИФа составит 8 миллиардов 528 миллионов 308 тысяч рублей.
Не знаю, какие ежегодные дивиденды получают акционеры ТАИФа сегодня, только доля государства в компании не только не увеличилась до 86%, а наоборот - испарилась. Сегодня ТАИФ - абсолютно частная компания. (В реестре крупнейших акционеров ТАИФа сегодня числятся американская компания NKS Trading ink. - 36% акций, ООО "НИРА-Экспорт" - 10,2%, ООО "ТрансПорт" - 19,9%, ООО "Вулкан" - 19,9%.)
Но это сегодня. А тогда, в конце 90-х, ТАИФу поверили. И закипела работа. Получая у Татнефти сырую нефть и перерабатывая ее на арендованной установке ЭЛОУ-АВТ, ТАИФ начал поставлять продукт переработки, прямогонный бензин, своему арендодателю - Нижнекамскнефтехиму. Поработали "добрые молодцы" из ТАИФа так, что к 2001 году Нижнекамскнефтехим оказался перед своим арендатором в долгах как в шелках. Позже генеральный директор ТАИФа Альберт Шигабутдинов добродушно признается: "К тому времени Нижнекамскнефтехим задолжал нам 380 миллионов долларов за прямогонный бензин и фактически вернул 180 миллионов, передав в собственность ТАИФу ЭЛОУ-АВТ" ("Республика Татарстан", 25.01.2005 г.).
Лихо? Лихо! Солдатику-кашевару из сказки такое и не снилось. Это все равно что если бы он, раскрутив старушку на котелок и крупу, в конце концов выгнал бы бабулю из ее же дома, став полноправным хозяином и посуды, и продуктов, и печки, и всего жилища.
В 2001 году, едва получив установку ЭЛОУ-АВТ в собственность, ТАИФ передал ее в аренду Нижнекамскому НПЗ. В 2003-м в отношениях деловых партнеров что-то не заладилось, и ТАИФ решил вернуть себе установку. На НПЗ ахнули. Как же так, без установки завод не сможет работать, ЭЛОУ-АВТ - ключевая составляющая всего комплекса. Впервые в истории республики конфликт между самыми влиятельными персонами Татарстана вырвался наружу: ТАИФ обратился в Арбитражный суд РТ с иском о возврате установки первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ. Суд иск удовлетворил. В начале 2004 года решение суда вступило в законную силу. Потребовалось вмешательство президента Татарстана, чтобы убедить таифовцев отложить изъятие установки. А на днях стало известно, что 1 сентября ТАИФ заполучит обратно не только ЭЛОУ-АВТ. В его распоряжение перейдет и весь Нижнекамский НПЗ, на строительство которого, к примеру, Татнефть потратила 12 миллиардов рублей. Оказывается, еще 9 июня Совет безопасности республики принял решение передать ТАИФу весь НПЗ. В аренду, с правом последующего выкупа в 2009 году.
В начале августа Нижнекамскнефтехим распространил официальное сообщение о том, что 19 сентября пройдет внеочередное собрание акционеров компании, на котором будет рассмотрено два ключевых вопроса. Первый - об одобрении сделки по приобретению у Татнефти "ее доли в нефтеперерабатывающем заводе по цене не менее 3,37 млрд. рублей без учета НДС" (и к гадалке не ходи - нефтяникам вряд ли удастся заполучить за свою долю - 12 млрд. рублей, которые, как уже говорилось они вложили в строительство НПЗ). Второй вопрос - о перепродаже этой доли ТАИФу. Таким образом, не дожидаясь 2009 года, будет поставлена точка в перипетиях вокруг Нижнекамского НПЗ, которые для ТАИФа начались со скромных 7,5% в уставном капитале и аренды у Нижнекамскнефтехима установки ЭЛОУ-АВТ, а закончатся полноправным владением заводом.
Старушка из сказки, наворачивая кашу, нарадоваться не могла удали солдатика, сварившего, как ей казалось, блюдо из топора. Власти Татарстана тоже не перестают умиляться деятельности ТАИФа. 27 июня, после собрания акционеров компании, премьер-министр республики Рустам Минниханов так и сказал: "На недавнем Совете безопасности под председательством президента РТ были одобрены нефтехимические проекты компании, которые потребуют миллиардных вложений. Эти планы имеют важное значение для республики, поэтому будут поддерживаться государством". Премьер-министр отметил "эффективность внедряемых менеджментом ТАИФа новых подходов в корпоративном управлении, результат которых - заметное повышение доходности" ("Татар-информ", 27.6.2005 г.). Скорее всего, Рустам Минниханов просто не знал, что именно в эти дни, в конце июня 2005 года, другое акционерное общество - ТНВ - вполне могло начать процедуру банкротства ТАИФа, поскольку компания, ворочающая миллиардами, никак не могла погасить задолженность перед телекомпанией в 58 млн. 580900 рублей (по состоянию на 29.06.2005 г.). При том что долг этот висит аж с января 2003 года, и срок его погашения неоднократно переносился.
История с телекомпанией ТНВ тоже начиналась с красивых слов об инвестициях, о необходимости создания электронного СМИ, способного консолидировать татарские диаспоры по всему миру, о развитии и пропаганде татарской культуры и духовности. На Всемирном конгрессе татар в августе 2002 года об этом говорил президент республики, как говорил он и о том, что есть в Татарстане бизнесмены-патриоты, готовые инвестировать в этот проект многомиллионные суммы. Посвященные уже знали, что Шаймиев имел в виду ТАИФ, который в июне 2002 принял участие в эмиссии акций телекомпании ТНВ и стал ее соучредителем.
Прошло время, и выяснилось, что надежды президента и делегатов Всемирного конгресса татар не оправдались. Конечно, формально компания свою долю акций в телекомпании выкупила. 9 и 10 января 2003 года на счет ТНВ поступило около 160 миллионов рублей от соучредителя. Но в эти же дни, 9 и 10 января, руководство ТНВ вернуло ТАИФу эти деньги - все 160 миллионов рублей - и приобрело векселя ТАИФа.
Если кто забыл, напомню: сама природа вексельных бумаг подразумевает, что продавец векселей берет, а покупатель дает взаймы деньги. Как правило, свободные деньги. А какие свободные деньги могли быть у ТНВ, если из бюджета республики регулярно выделяются десятки миллионов рублей на финансирование телекомпании, контрольный пакет акций которой принадлежит ТАИФу.
Регулярная бюджетная подпитка ТНВ говорит о том, что в отношении телекомпании ТАИФ использовал хорошо известную в России схему приватизации доходов и "огосударствления" расходов. Непонятно, что и думать: то ли у компании нет денег, чтобы выкупить свои векселя у ТНВ (не говоря о многомиллиардных инвестициях в предприятия нефтехимической отрасли), то ли нет желания это делать.
Сказки читать, конечно, полезно, но и "Золотого теленка" Ильфа и Петрова - не помешало бы.
Ирек МУРТАЗИН, "Вечерняя Казань"